веб-сайт Олексы Гайворонского об исчезнувшем городе Эски-Юрт  -

- древнем предшественнике Бахчисарая

 

Святилище Азиз

ПОКРОВИТЕЛЬ АЗИЗА - МАЛИК-АШТЕР

Азиз в Эски-Юрте носил имя Малик-Аштера, место почитания памяти которого находилось тут. Конечно же, личность такого человека вызывает большой интерес. Об нём известно не так-то и мало, однако здесь мы встречаемся еще с одной загадкой Эски-Юрта: в разных старинных источниках Малик-Аштер выступает в двух ипостасях, которые схожи, но и одновременно и весьма отличаются между собой.  

Полководец имама Али

Обратимся к историческим документам в поисках сведений о том человеке, к азизу которого на протяжении веков приходили верующие со всего Крыма.

Имя Малик-Аштер (вернее, Малик аль-Аштар) хорошо известно специалистам по истории Ислама. Вот что говорится об этой фигуре в работах по истории Халифата:

Малик, сын аль-Харита, родился около 619 г. в Йемене и принадлежал к знатному роду эн-Накаи. Аль-Аштар – это, собственно, не имя, а прозвище, которое Малик получил после ранения в глаз во время сражения с византийцами. На протяжении своей недолгой (38 лет) жизни он был известен прежде всего как полководец.

На историческую арену Малик аль-Аштар впервые выступает как предводитель восстания города Куфы против злоупотреблений наместников, которые управляли от имени халифа Усмана отдаленными провинциями Халифата. На волне этого восстания (в котором принимали участие представители многих других областей Халифата) Малик аль-Аштар принял участие в свержении халифа Усмана. С этих пор и до конца жизни он входил в число наиболее доверенных лиц халифа Али ибн Абу-Талиба, пришедшего на смену Усману. В боях с многочисленными претендентами, оспаривавшими у Али титул халифа (главным из них был Муавийя, правитель Сирии), Малик аль-Аштар проявил себя как военный командир, на верность которого правитель мог целиком положиться.

Халиф ценил Малика аль-Аштара не только за боевую отвагу, но и за мудрость: когда ради прекращения войны Али ибн Абу-Талиб предложил Муавийи разрешить спор судом, он хотел отправить своим представителем на судебный диспут не кого иного, как Малика аль-Аштара.

Существует предание, отображающее личностные качества Малика аль-Аштара. Никогда не выставляя напоказ свое высокое звание и одеваясь очень скромно, Малик аль-Аштар ничем не выделялся среди городской толпы и потому часто оставался неузнанным. Так случилось и с одним уличным торговцем, который не узнал в бедном прохожем командующего халифской армией и осмеял его, забросав вдобавок финиковыми косточками. Малик аль-Аштар не произнес ни слова в ответ и продолжил свой путь. Когда чуть позже соседи сказали торговцу, кого именно он оскорбил, грубиян похолодел от страха и кинулся вдогонку за Маликом аль-Аштаром и нашел его в мечети. Бросившись к военачальнику, он извинялся и молил о пощаде, но тот поднял его с пола и сказал, что зашел в мечеть специально, чтобы просить Всевышнего, дабы Тот не наказывал глупца за его недостойный поступок.

В конце 657 г. халиф Али оказал Малику аль-Аштару высокое доверие, назначив наместником Египта и составив для него подробное наставление о том, как следует управлять страной: как взимать налоги и распоряжаться канцелярией, как подбирать судей и чиновников. Наставления о помощи незащищенным, о борьбе с коррупцией, о беспристрастности суда как будто взяты из сегодняшних работ о правах человека. Это сочинение халифа Али является прекрасным памятником общественной мысли и широко известно в мире среди специалистов по истории государства и права (здесь приведен его текст).

Однако Малику аль-Аштару не довелось воспользоваться мудрыми советами халифа: его давний противник Муавийя подстроил заговор, в результате которого Малик аль-Аштар был погублен отравленным мёдом на постоялом дворе по пути в Египет. Как сообщали хроники, его похоронили в городе аль-Ариш.

Так в большинстве источников описывается судьба реального исторического деятеля, Малика аль-Аштара, полководца халифа Али ибн Абу-Талиба.

 

Победитель дракона

Но есть и другая версия его биографии, весьма отличающаяся от вышеприведенной и больше похожая на легенду.

По этой версии Малик-Аштер потерял глаз в схватке с драконом на границе Йемена, после чего был щедро награжден Пророком Мухаммедом.
После того, как Пророк ушел в мир вечный, Малик-Аштер отправился проповедовать Ислам через Анатолию и Дагестан в земли будущей Орды: Хаджи-Тархан (Астрахань), Казань, а затем и в Крым. Здесь, согласно преданию, он обратил в веру 10000 человек.

После этого он с 57000 воинов ушел к Днестру, где близ Ак-Кермана сразился с королем-великаном по имени Салсал. Малик-Аштер победил его, однако и сам был поражен стрелой неприятеля. Смертельно раненный, он добрался до Крыма и скончался здесь на руках у Газы-Мансура – другого святого, пришедшего в Крым из Арабистана. Предание говорит, что он, умирая, предвидел: на Зеленом Острове в будущем появятся мусульмане, которым откроется место его захоронения.

Это предсказание сбылось, когда на место его погребения пришли суфии, обнаружившие его могилу и окружившие ее почетом.

Люди, приходившие сюда со всего Крыма, верили, что посещение азиза особенно помогало тем, кто страдал от змеиных укусов (вероятно, в основу этого легло предание о победе Малик-Аштера над драконом).

 

Место памяти

Какой из двух биографий отдать предпочтение? Скорее всего, первой, которая подтверждена гораздо более солидными источниками, чем местные легенды. 

Но известно, что азиз Малика аль-Аштара обустроил сам Мехмед IV Герай. Неужели этот видный богослов, который был очень образованным человеком и, конечно же, прекрасно разбирался в истории Халифата, ошибся, объявив могилой знаменитого полководца именно эту местность неподалеку от ханской столицы?

Нет, ошибки здесь нет, если вспомнить о том, что суфии могли устраивать места памяти выдающихся святых вдали от их могил.

Азиз на самом деле являлся местом не  захоронения, а памяти о Малике аль-Аштаре. Известно, что другое подобное место расположено в Турции, а некоторые другие выдающиеся подвижники исламского мира имели и до девяти таких мест почитания их памяти.

Скорее всего, тело Малика аль-Аштара действительно нашло последний приют в Египте. Но для нас важнее, что Эски-Юрт на протяжении веков хранил память об этом человеке и был свидетелем глубокого уважения к его имени.

 

 

© Олекса Гайворонский, 2004
History of Bakhchisaray, Crimea. Mediaeval Crimean Tatar settlement Eski Yurt. © 2004 Oleksa Haiworonski